
6 признаков плохого психолога
Плохой психолог может попасться каждому. Чтобы не нарваться на неквалифицированного психолога нужно знать несколько правил. Многие люди однажды понимают, что нуждаются в психологической помощи: для улучшения своей продуктивности на работе, для налаживания межличностных отношений, для прорабатывания травмирующих событий из прошлого и так далее. Чтобы решить все эти проблемы и поднять качество жизни на новый уровень, человеку нужен грамотный специалист. К сожалению, не все психологи такими являются. Поэтому, обращаясь к ним, важно уметь отличать качественную помощь от некачественной и хорошего психолога от плохого. Как это делать? Достаточно знать, каким должен быть настоящий профессионал и чего он ни в коем случае не станет делать.
Что же выдаёт плохого психолога?
Признаки плохого психолога
1. Говорит только о себе. Это не значит, что психолог не может привести какую-то деталь из своей жизни в пример, чтобы клиент понял что-то важное. Однако если большая часть времени приёма посвящена разбору личности психолога, а не его клиента, это тревожный звонок. Человеку, обратившемуся к психологу, вовсе не обязательно знать все перипетии его жизни. Более того, такое поведение специалиста строго запрещено. Встреча должна быть посвящена только клиенту, его чувствам и мыслям, а не кому-то ещё.
2. Указывает, что клиенту делать с его жизнью. Многие люди ошибочно считают, что психолог — это тот, кто скажет человеку в беде, как ему поступить. Но на самом деле психолог лишь выступает инструментом, с помощью которого клиент познаёт сам себя. Оттого и вопросы, и просьбы проанализировать свои чувства. Поэтому психолог, безапелляционно указывающий клиенту, как поступить в его ситуации, грубо нарушает профессиональную этику.
3. Сидит в телефоне. Подобное поведение считается грубостью и неуважением даже в обычном диалоге, не говоря уже о приёме у психолога, на который были потрачены деньги клиента. Постоянно отвлекаясь на мобильный телефон, психолог не может сосредоточиться на проблемах клиента и перестаёт качественно выполнять свою работу. И конечно, это может навредить самому клиенту: он может как просто обидеться, так и укрепиться в своём мнении, что его проблемы не способен решить даже специалист.
4. Не воспринимает клиента всерьёз. Психолог, смотрящий на своего клиента сверху вниз, — это плохой психолог. С ним невозможно выстроить доверительные отношения, его поведение может быть оскорбительным для того, кто обратился за профессиональной помощью. Например, такой некачественный специалист может пренебрежительно отзываться о проблемах клиента, называть их неважными и приводить в пример голодающих детей Африки, которым точно хуже. Такая помощь только принесёт клиенту чувство вины за его собственные переживания.
5. Смеётся над клиентом или грубит ему. Переходить эти грани не имеет права ни один специалист, так как его поведение может ухудшить состояние и без того встревоженного клиента. Психолог должен обеспечить клиенту ощущение безопасности и доверия, чтобы тот мог раскрыться и поделиться своими чувствами. А насмешки и резкость приведут к диаметрально противоположному эффекту.
6. Разглашает личную информацию клиента. Соблюдение конфиденциальности — одно из главных правил всех психологов в мире, и они не имеют права его нарушать. Так что хороший психолог никогда не расскажет о переживаниях своего клиента третьему лицу, потому что ему так захотелось. Дальше него эта информация идти не должна. Если так происходит, то от такого специалиста нужно уходить как можно быстрее. Профессионализм — это не о нём.
К счастью, качественных психологов всё ещё огромное множество, и непрофессиональные специалисты являются исключением, а не правилом. Достаточно знать, как их выявить, и тогда для получения правильной психологической помощи не останется никаких преград.