
Манипулятор и жертва манипуляций определение
Каждый человек в своей жизни хотя бы раз сталкивался с манипуляторами в лице знакомых или незнакомых людей. И чаще всего приходится жить и общаться с такими людьми – это вызывает эмоциональное неудобство: тревогу, отчаяние и депрессию. Чтобы не поддаться на уловки манипулятора, нужно сначала уметь распознать агрессора, а потом принимать решение – подыгрывать или бороться.
Что такое манипуляция?
Для многих слово «манипуляция» – это негативное и запретное действие. С точки зрения психологии – это вид воздействия, способный изменить мировосприятие или поведения человека с помощью обмана, насилия или другой скрытой тактики. Основное оружие манипулятора – эмоциональное воздействие, ограничение права другого человека принять или отклонить действие.
Если говорить более простыми словами, манипуляция – это предложение, от которого трудно отказаться, при этом человек испытывает массу отрицательных переживаний и неудобств.
Качества жертвы манипулятора
Жертвами манипуляций люди становятся из-за некоторых качеств личности:
Страх негативных эмоций. Чтобы их не переживать, человек готов плохо поступать даже вопреки своему хорошему воспитанию, то есть он выбирает из двух меньшее зло.
Неумение отказаться. Произносить слово «нет» – это способность проводить грань между дозволенным и недозволенным по отношению к другим. Манипулятор, не видя четкой границы, заставляет выполнять выгодное для него дело.
Эмоциональная кабала. Эмоционально зависимые люди будут легко подчиняться манипулятору.
Неуверенность в своих силах. Даже того не желая, неуверенный человек будет подчиняться воле манипулятора, потому что не умеет отстаивать свою позицию.
Простодушие и доверчивость. Жертва считает, что все люди добрые, им можно доверять, а манипуляторы этим прекрасно пользуются.
Все эти качества удобны для манипуляционных действий. Манипулятор сначала наблюдает за жертвой, изучает ее, ищет слабые места и воздействует на нее.
Скрытый манипулятор
Существует несколько способов подобных манипуляций:
Утаивание некоторой информации – манипулятор умышленно говорит не все, получается другой смысл.
Совет: не нужно бояться задавать вопросы для уточнения неясной информации.
Незаметное устрашение – скрыто угрожает или только подразумевает угрозу. Основная задача манипулятора – довести жертву до белого каления и занять сторону защиты.
Совет: если кто-то запугивает, нужно попросить подробно рассказать о негативном сценарии событий, попросить провести обратный пример – в любом правиле имеются исключения.
Непрямое обвинение – манипулятор описывает ситуацию так, чтобы жертва считала себя виноватой во всем.
Совет: разделить ответственность и задания, уточнить отношение ситуации к жертве, не дать ни одного шанса манипулятору переложить его вину на другого человека.
Позиция жертвы – манипулятор стремиться вызвать жалость, сочувствие и сострадание ради желаемого результата.
Совет: быть бдительным, уметь осознать опасность, здраво рассуждать, не позволять играть на чувствах.
Роль посредника – манипулятор выступает дилером между жертвой и авторитетной фигурой, делает все ради высших ценностей.
Совет: снова задавать вопросы, знать, чьи интересы защищает манипулятор, какая связь между благами и нужными действиями.
Похвала и лицемерие – это используется для усыпления внимания жертвы.
Совет: лучше ответить на лестные слова встречными комплементами – восстановится баланс и не нужно считать себя должным кому-то.
Манипулируют чаще всего людьми, которые с чувством сознания или же умышленно позволяют это с собой делать. Методы манипулятора заключаются в вызывании сильных негативных (боязнь, нерешительность) и позитивных чувств (восхищение, слова похвалы). Главное – не поддаться на уговоры и действия манипулятора!